. Алекс Бор.

Повелительница стихий

Ирина Крупеникова может прославиться тем, что стала первым тверским писателем-фантастом, издавшем книгу в Москве, в “ЭКСМО-Пресс”, одном из ведущих издательств России. Поэтому моим первым вопросом к молодой писательнице стал следующий:

Как вам это удалось? Ведь известно, что издаться новичку в Москве крайне сложно...

— Да, так считается. Поэтому первым делом я обратилась в Тверскую писательскую организацию. Устный отзыв о книге был неплохой, но, как мне сказали, издать книгу такого объема (порядка 22 авторских листов) в нашем городе невозможно.
Но мне повезло. В Интернете я нашла сайт неформальной организации молодых фантастов Румата, которой руководит Алексей Лебедев. Завязалась электронная переписка, в письмах я познакомилась с некоторыми членами Руматы и один из них — Владимир Станкович — предложил мне свои услуги как литературного агента. Дело было новым для нас обоих, и тем не менее Владимиру удалось представить мой роман в издательстве ЭКСМО-ПРЕСС. В феврале 1999 года издательство заключило со мной договор на издание “Семи стихий мироздания”.

Словом, имело место быть элементарное везение?

— Везение состояло лишь в том, что, путешествуя по просторам Интернет, я нашла нашу Румату. Остальное — это работа. Работа моя, как автора, и моего литературного агента, который проявил максимум профессионализма и упорства в достижении поставленной цели. За что ему большое спасибо.

Расскажите немного о себе, как говорится, “страна должна знать своих героев”.

— Герой — громко сказано. Я всего лишь автор романа. Биография моя не отличается особыми событиями: родилась в 1970 году в Твери. В 1987 закончила среднюю школу № 39, в 1992 году — Тверской государственный университет. По профессии я прикладной математик. Работала программистом опять же здесь, в Твери. Сейчас я веб-мастер Тверской областной библиотеки им. А.М. Горького, руковожу отделом Интернет.

Сочинительством я занимаюсь, сколько себя помню. Всегда увлекалась историей и фантастикой. Первую попытку опубликоваться сделала еще в 1990 году — посылала свою повесть в Волгоград, где издавался советской-американский журнал. Однако, несмотря на положительную рецензию, повесть не взяли, мол — американцам будет грустно это читать. Действительно, вещь была непростая. С тех пор я работала “на будущее”. Не “в стол”, заметьте. Писать “в стол”, значит обрекать своих героев на забвение. Результатом этой работы стало издание в Эксмо-Пресс.

Расскажите немного о своем романе, “Семь стихий Мироздания”.

— Роман предполагает три книги и задумывался как трилогия. Первые две “Время Демиургов” и “Вычеркнутые из судьбы” опубликованы. Я писала их в общей сложности 5 лет. Однако основные идеи — принцип существования Миров и конфликт между Естеством (Семь Стихий) и искусственностью (Экзистедер и Великие) — оформились значительно раньше.

В вашем романе чувствуется влияние Головачева. Игроки реальностями - это его любимая тема.

— Придется поверить на слово, поскольку Головачева я не читала. Когда я начала прорабатывать идею Игры, фантастика вообще была редким гостем на книжных прилавках. Но “Игра” — это тема некоторых философских течений, поэтому если уж говорить о каком-то влиянии, то следует ссылаться на философ-утопистов XIX и начала XX века.

Но если не Головачев - тогда кто из писателей-фантастов повлиял на Вас? Есть ли у вас любимые авторы, и не только в жанре фантастики?

— Как я уже сказала, “влияние” весьма условное. Я искренне порадовалась, открыв для себя изумительные произведения Роджера Желязны. Пожалуй, именно Желязны я могу назвать самым почитаемым мной писателем. Из русских фантастов, безусловно, Сергей Снегов. Я зачитывалась его рассказами еще в школе, с удовольствием перечитываю и теперь. Что касается классики — Лермонтов, Алексей Толстой, Михаил Булгаков. Список можно продолжать и дальше, но, думаю, вопрос о “любимых авторах” предполагается перечисление “самых любимых”.

Ваш роман до книжной публикации долгое время был размещен на вашей личной странице в Интернете. Сейчас многие авторы, поэты и прозаики, стремятся разместить свои произведения во “всемирной паутине”. Вы как веб-мастер тоже занимаетесь созданием страниц в Интернете тверским писателям. Как вы думаете, останется ли в двадцать первом веке место традиционной книге, или со временем книги будут существовать в электронном виде?

— Я верю, что книга будет всегда. Я люблю компьютеры, но все-таки скажу так: холодный монитор никогда не сравнится трепетным уютом книжных страниц. Технические тексты, публицистика, новости и объявления с экрана воспринимаются легко, поскольку в них главное не форма, а содержание, информация. Но художественное произведение призвано передать читателю в первую очередь образы, облаченные в слова. Поэтому читать на экране компьютера роман, поэму или стихотворение значит частично притупить восприятие красоты и богатства авторского языка образов и, возможно, опустить главное — ощущение присутствия в произведении. Однако Интернет с его электронными библиотекам необходим. Во-первых, это шанс начинающих писателей обратить на себя внимание издателей. Во-вторых, способ заявить о себе потенциальным “книжным” читателям: другими словами - средство для рекламы, и, наконец, это гигантская информационная база, где каждый может избрать для себя жанр, тему, автора, который ему интересен. Поэтому считаю свою работу по формированию тверских веб-страниц, в частности — страниц тверских авторов не менее важной, чем создание собственных литературных произведений.

А каким вы видите XXI век?

— То будет век информации и управления. Мы вступаем в эру борьбы естественной Природы (и человеческой природы в том числе) за свое существование, как бы это парадоксально не звучало.

Согласитесь, Ирина, фантастика все-таки - “мужской” жанр. Писательниц можно пересчитать по пальцам. Сразу приходит на ум только Мария Семенова, автор супербестселлера “Волкодав”. Еще на Украине есть Марина Дяченко, но она пишет в соавторстве с мужем. Существует ли такое понятие как “женская фантастика”?

— Нет. Фантастику пишут те, кто на это способен. Пол значения не имеет. И делить литературу на “мужской” и “женский” жанр мне кажется ошибкой. Даже пресловутые “женские романы” (я предпочитаю называть их “лирические романы”) не заслуживают градации по половой принадлежности автора.

Мария Семенова как-то сказала: “Мои книги - это женский взгляд на мир”. Можете ли вы тоже самое сказать о себе?

Ни в коем случае.

Ваша книга вышла. Но аппетит, как известно, приходит во время еды. Когда будет следующая? Ваши творческие планы?

Планы есть. Но лучше говорить о результатах. Будет результат — удовлетворим и аппетит.

А как вы пишете? Прорабатывает план каждой главы, или сюжет рождается спонтанно? Всегда ли персонажи слушаются автора. Или, как это бывает у многих писателей, даже маститых, действуют по своему разумению?

Творческий процесс — штука сложная и неоднозначная. Прежде всего вырисовывается идея и контуры образов главных героев. Затем контуры начинают наполняться содержанием, и я выстраиваю скелет произведения. После дорабатываю детали и персонажи как бы оживают. Со своими героями я сотрудничаю: можно сказать, мы работаем вместе — возникают незапланированные ответвления сюжета, новые формы, образы, требующие осмысления. И еще: весьма важным для меня при создании романа является работа с языком. Именно эта работа занимает большую часть времени. Стараюсь продумывать и "вычищать" каждую сточку, чтобы читатель мог не только воспринять факт, но и почувствовать действие, обстановку, дух описываемого события.

И напоследок - с появлением Ирины Крупениковой есть ли будущее у тверской фантастики?

Тверская фантастика не ограничивается только Ириной Крупениковой. Что касается меня — буду работать над новыми произведения.

(сайты Алекса Бора в Интернет: http://www.library.tver.ru/~alexbor, http://alexbor.narod.ru)

.

[Назад] [На главную страницу]